БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ

Более подробная информация на различные темы акушерства и гинекологии на сайте: http://drmedvedev.com/

ЧТО ТАКОЕ БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ?
Бактериальный вагиноз — синдром, связанный с жизнедеятельностью микроорганизмов. Особенность этого состояния в том, что при его развитии воспаления во влагалище не бывает. Бактериальный вагиноз возникает из-за того, что нормальная микрофлора (микроорганизмы) влагалища (лактобактерии) замещаются анаэробными бактериями (микроорганизмами, которым для жизни не нужен кислород, например, родов превотелла и мобилункус), а также гарднереллами.
КАК ЧАСТО ВСТРЕЧАЕТСЯ БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ?
По данным статистики бактериальным вагинозом страдает от 30% до 60–80% женщин. В 50% случаев заболевание протекает без каких-либо проявлений (бессимптомно).
В популяции бактериальный вагиноз составляет 19,2%. Бактериальный вагиноз у беременных встречается в 1046% случаев.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ?
При нормальном менструальном цикле под воздействием женских половых гормонов (эстрогенов и прогестерона) во влагалище образуется молочная кислота. Лактобактерии также участвуют в образовании этого вещества и поддержании кислой среды во влагалище. Молочная кислота убивает до 90% болезнетворных микроорганизмов. При нарушениях менструального цикла молочная кислота не образуется. В результате изменяется состав микрофлоры (микроорганизмов) влагалища. В норме содержание лактобактерий во влагалищном отделяемом составляет не менее 107–109.
Чаще бактериальный вагиноз встречается у женщин с нарушениями менструального цикла, имеющих несколько половых партнёров, проводящих спринцевание (промывание влагалища) антисептиками (противоимкробными средствами). Существуют и другие причины, вызывающие уменьшение численности лактобактерий во влагалище, что в свою очередь ведёт к уменьшению количества молочной кислоты. При этом создаются условия для размножения других микроорганизмов, например, бактерий родов превотелла и мобилункус, а также гарднерелл. На состав микрофлоры (микроорганизмов) влагалища влияют диагностические и лечебные процедуры (в том числе прерывание беременности), использование антибиотиков, цитостатиков (лекарств, применяемых при опухолевых заболеваниях), гормональных препаратов, болезни эндокринной системы, включая нарушения обмена веществ (сахарный диабет, ожирение).
ОПАСЕН ЛИ БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ?
Бактериальный вагиноз — фактор риска, а иногда и одна из причин, из-за которой возникают тяжёлые заболевания женских половых органов и осложнения беременности и родов. Например, бактериальный вагиноз может привести к развитию хориоамнионита, дородовому излитию околоплодных вод, преждевременным родам и рождению детей с маленьким весом, послеродовому эндометриту, воспалению половых органов.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ?
При бактериальном вагинозе женщины отмечают появление обильных однородных выделений из влагалища, которые бывают пенистыми, слегка тягучими, белого или серого цвета, с неприятным запахом. Характерный «рыбный запах» этих выделений связан с тем, что анаэробные микроорганизмы образуют специфические вещества, так называемые аминные соединения (путресцин, кадаверин).
КАК ДИАГНОСТИРУЮТ БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ?
Для диагностики бактериального вагиноза используют следующие признаки:
● жалобы женщины на выделения из влагалища, характерные для этого заболевания;
● щелочной pH (больше 4,5) отделяемого из влагалища;
● результат аминного теста (смешивание в равных пропорциях влагалищных выделений и 10% раствора гидроокиси калия); чувствительность и специфичность этого теста составляет 79% и 97% соответственно;
● исследование мазка из влагалища под микроскопом. С помощью микроскопа в мазке можно обнаружить так называемые «ключевые клетки». Специфичность и чувствительность этого метода близка к 100%.
«Ключевые клетки» — это клетки эпителия стенки влагалища, покрытые слоем адгезированных («прилипших») микроорганизмов. Если в мазке из влагалища обнаружены «ключевые клетки» и результат аминного теста положительный, то с вероятностью 99% можно сказать, что у женщины бактериальный вагиноз.
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ БАКТЕРИАЛЬНОГО ВАГИНОЗА?
Главная задача лечения заключается в том, чтобы среди микроорганизмов влагалища больше всего было лактобактерий. В настоящее время лечение бактериального вагиноза проводят в два этапа.
Сначала назначают препараты из группы нитроимидазолов (метронидазол, тинидазол, секнидазол, орнидазол) и/или клиндамицина внутрь или в виде влагалищных свечей, что позволяет уменьшить количество анаэробных микроорганизмов.
Затем восстанавливают нормальную микрофлору влагалища с помощью пребиотиков (фруктоолигосахариды, яблочный пектин, морковный порошок), эубиотиков (флоралдофилус, ацидофильные лактобактерии, солкотриховак, линекс), пробиотиков (бифидобактерии бифидум, ацидофильные лактобактерии, жлемик).
Кроме того, у женщины необходимо лечить гормональные расстройства (эстрогендефицитные состояния), если таковые имеются.
Через 4–6 месяцев после лечения необходим контроль. Для этого исследуют выделения из влагалища под микроскопом. Женщина должна помнить, что бактериальный вагиноз относят к рецидивирующим заболеваниям (то есть после лечения болезнь может «вернуться»). В связи с этим при обострении заболевания, следует лечиться повторно, но уже используя другой режим. Не рекомендуют проводить длительное поддерживающее (так называемое противорецидивное) лечение ни одним из лекарств. Беременные с бактериальным вагинозом нуждаются в повторном обследовании через 1 месяц после завершения лечения для того, чтобы оценить его эффективность.
Лечение половых партнёров для профилактики рецидивов (обострений) бактериального вагиноза у женщин неэффективно. Использовать презервативы во время лечения не обязательно, но это рекомендуют делать из соображений гигиены.

Оставьте свой комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

О проекте

Сайт, созданный фанатами своей любимой профессии - акушерства и гинекологии. Для пациенток, врачей и всех кто интересуется.

Прочее